Print

Эрдоган вытолкнул Асада: как турецкий успех в Сирии отзовётся на Южном Кавказе? Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2025/01/01/erdogan-vytolknul-asada-kak-tureckiy-uspeh-v-sirii-otzovyotsya-na-yuzhnom-kavkaze

Опубликовано в Зарубежные новости

Недавние события в Сирии, результатом которых стало падение власти Башара Асада, могут привести к серьёзным изменениям на Южном Кавказе. Некоторые армянские эксперты к концу прошлого года не исключали даже новой масштабной эскалации в регионе под влиянием усиливающихся здесь позиций Турции.

Именно Анкара вышла главным внешним «победителем» в Сирии, извлекла из обрушения статус-кво в соседней арабской стране максимальную выгоду для себя. Наблюдатели в Ереване при этом относят Иран и Россию к «проигравшим» в САР сторонам.

Кардинально изменившийся за считанные дни в конце ноября — начале декабря прошлого года баланс сил в Сирии был установлен соглашением России и Турции от 5 марта 2020 года. Согласно ему, вводился бессрочный режим прекращения огня в северо-западной части САР, куда на тот момент правительственными войсками арабской республики была вытеснена так называемая сирийская вооружённая оппозиция. Стороны также договорились о создании коридора безопасности вдоль трассы М-4 (Алеппо — Идлиб) и возобновлении совместного российско-турецкого патрулирования, в том числе по новому маршруту с 15 марта 2020 года.

 

Стабилизация в САР через несколько месяцев, в конце сентября 2020 года, «обернулась» началом 44-дневной войны в Карабахе, которую Азербайджан при самой плотной военно-политической поддержке Турции довёл до победного для себя конца. Подобные аналогии приводят к предположениям, что обретя выгодную для себя диспозицию на одном из важных для неё стратегических направлений — Ближний Восток и Южный Кавказ/Центральная Азия, Анкара по прошествии определённого времени умело «переключается» с одного региона на другой. И делает это с опорой на внутренние силы. В Закавказье таковой выступает ближайший турецкий союзник в лице Азербайджана, в Сирии — протурецкая «вооружённая оппозиция».

Впрочем, зеркального повторения ситуации 2020 года в нынешних условиях ожидать, с нашей точки зрения, не следует. Турция фактически добилась основных целей на обоих указанных направлениях, теперь остаётся закрепить свои военно-политические успехи в виде экономической экспансии, не прибегая к силовым сценариям. В Северо-Западной Сирии с марта 2020-го до декабря 2024-го такая экспансия получила свои зримые очертания. На контролируемых «сирийской вооружённой оппозицией» территориях большая часть торговых операций осуществлялась в турецких лирах. Сама торговля провинции Идлиб шла практически исключительно с Турцией. Тамошние строительные компании и коммерческие предприятия из других отраслей находились в ожидании крупных контрактов на территории САР, получение которых от новых властей соседней страны представляется отныне почти решённым делом.

Тем временем экономическая экспансия Анкары на закавказском направлении до сих пор носит ограниченный характер с учётом факта закрытой до сих пор (с 1993 года, во время первой карабахской войны) армяно-турецкой наземной границы. Закрытой, заметим, Турцией более тридцати лет назад в одностороннем порядке. После 44-дневной войны Анкара и Ереван вернулись к попытке нормализации двусторонних отношений. Данный процесс к сегодняшнему дню не привёл к прорывам, Турция продолжает увязывать открытие границы с Арменией с полным урегулированием её отношений с Азербайджаном. В период 2008—2009 гг., когда была предпринята первая попытка армяно-турецкой нормализации, Анкара связывала эту перспективу с решением карабахского конфликта, теперь — с подписанием мирного договора между Ереваном и Баку.

 

Карабахский конфликт фактически «решён» по турецко-азербайджанским лекалам. Турция после военных кампаний в Карабахе и Сирии в целом готова к решительным действиям в том же вопросе открытия границы с Арменией. Однако теперь уже Азербайджан демонстрирует определённую несговорчивость со «старшим братом».

Анкара ранее не раз высказывалась на самом высоком политическом уровне за необходимость скорейшего подписания мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном. Президент Реджеп Тайип Эрдоган и премьер-министр Никол Пашинян провели личные встречи, последняя из которых состоялась 24 сентября прошлого года в Нью-Йорке. Как сообщил по её итогам турецкий лидер, армянский премьер обратился с просьбой содействовать подписанию мирного договора с Азербайджаном, «и мы активно работаем над этим».

Пашинян был на инаугурации Эрдогана 3 июня 2023 года в Анкаре, чем навлёк на себя волну критики со стороны оппозиции в Армении и армянской диаспоры за рубежом. Интерес избежать новой масштабной эскалации с Азербайджаном, а также перевести процесс нормализации армяно-турецких отношений в практическую плоскость требует от армянского «диверсификатора» неординарных решений. Он провозгласил отказ от идеи «исторической Армении» в пользу построения государственности «реальной Армении», территориальные пределы которой ограничиваются границами бывшей Армянской ССР (29743 тыс. кв. км). Заметно и основательное приглушение в армянском внешнеполитическом лексиконе темы геноцида армян в османской Турции (1915 — 1922 гг.). Это не может не импонировать властям соседней страны и лично её президенту.

Цели турецкой экономической экспансии через Южный Кавказ на Центральную Азию могут быть приближены открытием «Зангезурского коридора». Но в том, на каких принципах может быть создан этот транспортный маршрут, как можно понять, Анкара и Баку расходятся в своих оценках. Первая считает данный проект реализуемым и без его экстерриториальности, в то время как Азербайджан продолжает «упорствовать».

Недопущение создания «Зангезурского коридора», «сквозной» сухопутной связи Азербайджана с Нахичеванью через территорию Армении, правительство Никола Пашиняна ранее назвало своей «красной линией».

Баку в последние месяцы заметно снизил градус претензий к Еревану относительно необходимости выполнения в кратчайшие сроки 9-го пункта договорённости 2020 года, однако требование о его экстерриториальности до сих пор не снял. Москва, в свою очередь, отказывается называть этот транспортный маршрут с использованием азербайджанской терминологии («Зангезурский коридор»), дабы не вызывать у Еревана ещё большее отторжение к нему. Но даёт понять, что считает нужным выполнение указанного положения трёхстороннего соглашения. Армянская сторона при этом не отзывает свою подпись под данным документом, хотя и при каждой возможности указывает, что практически все другие его положения к сегодняшнему дню или потеряли свою актуальность, или не выполнены двумя другими сторонами.

 

Армянские власти выражают готовность предоставить Баку транзит в Нахичевань, который лишь 11-километровым отрезком граничит с Турцией, но имеет протяжённые границы с Ираном и Арменией, на «иранских условиях». То есть, на таких, которые Тегеран предоставляет Баку при его сухопутном выходе через территорию Ирана на Нахичевань. Вместе с тем Ереван указывает на свою готовность максимально упростить пограничный и таможенный контроль при следовании людей и грузов из Азербайджана в Нахичевань через территорию Армении.

Очевидно, что интересы Турции и Азербайджана в вопросе прокладки транспортных коридоров в тактическом плане несколько разнятся. Баку к тому же с недавних пор стал открыто перечить «старшему брату», фактически отказывая ему в решающем вкладе в достижении военного успеха президента Ильхама Алиева в 44-дневной войне. Примечательно, что, озвучив в конце июля 2024 года довольно обидную для Анкары позицию, Баку упомянул Пакистан в качестве важного для себя военно-политического партнёра. Причём сделал это фактически в «уравнительном» Анкару и Исламабад ключе.

Нравиться это Эрдогану решительно не может. Он небезосновательно рассчитывал, что после полной «деоккупации» Карабаха Азербайджан, следуя той же Шушинской декларации от 15 июня 2021 года, станет более активно закупать вооружения и военную технику турецкого производства, каждый раз отдавая ему приоритет в ходе соответствующих закупок на внешних рынках. Однако вышло далеко не так, как ожидали турки. Баку не только не снизил уровень оружейного сотрудничества с Израилем, но и принялся наглядно демонстрировать указанный выше «уравнительный» подход в отношениях с Пакистаном. Яркое тому свидетельство — крупный контракт между Баку и Исламабадом по истребителям JF-17 Block III. Такой стоимостью оружейной сделки ($ 1,6 млрд) Турция при всём своём сохраняющемся статусе «старшего брата» похвастаться пока не может.

Но Армении от подобной «капризности» Азербайджана в адрес Турции расслабляться совершенно не приходится. Риск масштабной эскалации в регионе в наступившем году сохраняется, и довольно высокий. К такому выводу подталкивает ряд фактов. Среди них можно упомянуть интенсивный график визитов представителей турецкого генералитета в Баку, а также не менее интенсивный трафик поставок Азербайджану ударных систем, в том числе израильского производства.


Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2025/01/01/erdogan-vytolknul-asada-kak-tureckiy-uspeh-v-sirii-otzovyotsya-na-yuzhnom-kavkaze

Powered by Bullraider.com